Война все ближе подступала к границам Тилигуло-Березанского района. Прибрежные села услышали взрывы через пять дней после объявления войны. 27 июня приняла первый бой 89-я зенитная батарея под Очаковом, отбивая налет вражеской авиации.
Устрашающие звуки волна катила по лиману. Услышав взрывы на очаковском берегу лимана, житель села Матиясово Анатолий Колинко вырыл на огороде окоп и спрятал там двух своих сыновей. Как раз в то место угодил снаряд…
Это событие ошеломило все село. И хотя враг еще не ступил на матиясовскую землю, люди в один момент осознали: война уже здесь.
В июле в Тузлах появились четверо советских моряков. Устроившись на самой верхушке церкви, они подавали сигналы на остров Березань. Но, увидев приближение гитлеровских войск к селу, подорвали оружие, которое не могли взять с собой. Крестьяне плакали, поняв, что с отступлением моряков погибает их последняя надежда на то, что фашисты не войдут в Тузлы.
Отступали моряки к переправе, в сторону села Коза (современное название — Лиманы). Двое успели переправиться, а остальные двое спрятались в копне сена. Там их фашисты живьем и сожгли.
Отступили и бойцы рыбаковской пограничной заставы. Шли через село, виновато понурив головы. Крестьяне, столпившись на улице, наблюдали отход пограничников. Старик из толпы тихо промолвил: «Ребята, на кого же вы нас покидаете?!». В немой тишине те слова, казалось, услышало все село. «Отступаем, отец, чтобы скоро назад вернуться. Не держите на нас зла, люди добрые. Мы победим», — на минутку остановившись, обратился к толпе один из военных.
1 августа прекратился выпуск районной газеты «Ленінська правда». Ответственный секретарь редакции Александр Харитонович Бандурко решил сохранить типографское оборудование. Шрифты запаковали в небольшие ящики. Но к тому времени в райцентре уже не нашлось ни одной подводы, чтобы вывезти шрифты и печатную машину. Так что сотрудникам типографии пришлось вечером тайком закопать ящики прямо на редакционном дворе.
К началу августа последние надежды на то, что война не дойдет до Тилигуло-Березанского района, развеялись. Телефонистка Галина Григорьевна Коржова рассказывала соседям, что фашисты включают в телефонную сеть свои установки и передают речи Гитлера о том, что, мол, ведется законная война, поскольку Германии необходимо жизненное пространство; что война вскоре закончится, потому что советские войска повсеместно отступают и через неделю Советский Союз капитулирует.
6 августа 89-я зенитная батарея была перебазирована из Очакова в Каборгу для защиты Березанского лимана и тузловского аэродрома. Это была последняя попытка остановить врага на подступах к территории Тилигуло-Березанского района. Немцы появились со стороны села Коза, начали наступление. Среди советских зенитчиков появились убитые и раненные. Но их поддержала огнем из Очакова 14-я батарея тяжелой артиллерии. Наступление врага удалось отбить и полностью расстрелять его водный десант — ни одна шлюпка не удрала. Потом на протяжении нескольких дней еще отбивали вражеские атаки. Подтянув тяжелую артиллерию, фашисты начали бомбить остров еще и с воздуха. Погиб командир батареи.
В ходе боев за остров Березань к зенитчикам присоединился отряд моряков. Стойко держались защитники, хотя у них заканчивались боеприпасы и еда. Однако силы были неравными. Все зенитчики и моряки погибли.
Вдоль морского побережья в районе села Рыбаковки не удержалась линия обороны. Под преобладающими силами врага отступили наши бойцы, сбросив с барж боеприпасы в море, чтобы не достались врагу.
В то же время с другой стороны фашисты уже вели наступление на Березовку — до нашей Комиссаровки оставалось каких-то полсотни километров. В сельские советы поступило распоряжение из района уничтожить все документы. Это было сделано везде одинаково: кассовые, квитанционные, земельные, секретные книги, а также все бланки, справки были сложены кучами во дворах сельисполкомов и сожжены.
10 августа эвакуировалось районное руководство: сотрудники райкома партии, судья Дивулин, милиционеры — всего человек сорок. Двинулись не на Николаев, а по направлению на Андреево-Зорино, чтобы пересечь Южный Буг возле Ольвии и обойти Николаев, на который уже наступали фашисты. В этот же день фашисты вступили в Тилигуло-Березанку, начался период оккупации.