Информационное Агентство - О Коблево
Трудоустройство

Быть ли громаде юридическим лицом? Мнение председателя подкомитета Верховной Рады

Главные события дня / Статьи / ОТГ / Политика / Общество / В стране 30-ноя, 07:00
Быть ли громаде юридическим лицом? Мнение председателя подкомитета Верховной Рады

Во время обсуждений изменений в Конституцию Украины по части децентрализации вопросу правосубъектности громад был посвящен отдельный экспертный воркшоп. Сейчас же рассматривается Закон «О местном самоуправлении», и вопрос определения правосубъектности громад вновь превратился в горячую дискуссию. Об этом сообщается на сайте «Децентрализация».

Дмитрий Гурин считает этот вопрос актуальным из-за «насилия» в сторону громад.

Дмитрий Гурин, председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам местного самоуправления и органов самоорганизации населения

Много лет громады сталкивались с уголовным насилием со стороны так называемых черных регистраторов громад. Группы граждан, которых финансировали структуры страны-агрессора, создавали общественные объединения, объявляли их юридическим лицом, громадой города и начинали через судебные тяжбы «пить кровь» местного самоуправления. Такие ситуации стали угрозой государственному суверенитету, ведь фейковые громады не признавали легитимности органов местного самоуправления и государственной власти. Эти случаи расследовала СБУ как угрозу государственной безопасности.

Эксперт считает, что в Европе такая ситуация принципиально не возможна, потому что в европейских странах громады уже сотни лет являются юридическими лицами, а в европейских странах так называемого восточного блока эта реформа состоялась после свержения тоталитарных коммунистических режимов.

Никто не может сказать: «Мы юридическое лицо город Лейпциг», — потому что такое юридическое лицо уже существует, действует, у него есть органы управления и оно защищено всей силой закона.

Часто возникают вопросы: кто создает это юридическое лицо, в какой момент оно возникает, как появляется в реестре?

Дмитрий Гурин, председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам местного самоуправления и органов самоорганизации населения

Давайте поставим такой же вопрос в отношении физического лица. Когда человек становится физическим лицом? Нужно ли его как-то для этого регистрировать? А если у него нет свидетельства о рождении или паспорта, он ​​физическое лицо или нет? Человек является физическим лицом с момента рождения по факту своего существования. Так же и громады в странах Европы являются органическими юридическими лицами и были ими столетиями до появления каких-либо реестров. Во многих странах Европы юридическими лицами являются не только громады, но и все уровни управления: и государство, и федеральные земли (в странах с федеративным устройством). Модель полной правосубъектности громад предусматривает, что громада — юридическое лицо публичного права с независимым правом собственности и бюджетом, а органы местного самоуправления являются органами такого юридического лица и выступают от его имени.

По мнению Дмитрия Гурина, аналогия в отношении органов такого юрлица — правление и наблюдательный совет в коммерческих юридических лицах.

Имея статус юрлица, громада сможет не только оспаривать какие-то конкретные действия государства, но и вправе вмешиваться в его полномочия.

Имущество, которое есть у громады, принадлежит непосредственно громаде — юридическому лицу. Не десятку департаментов, как сейчас, а непосредственно территориальной громаде, как этого требует Конституция.

Существующие юридические лица — отделы и департаменты исполнительных органов становятся простыми подразделениями, а статус распорядителя бюджетных средств имеет непосредственно громада, со счетов которой осуществляются платежи.

Громада как юридическое лицо получает право заключать договоры с физическими и юридическими лицами, может получить полноценные кредитные рейтинги для займов и кредитов. Также банкротство юридических лиц публичного права невозможно.

Таким образом, громада как юридическое лицо — это не какая-то структура над местным самоуправлением, которую можно забрать или что-то с ней сделать. Наоборот, это реализация правосубъектности громады и инструмент в руках самоуправления по отстаиванию своих самостоятельности и автономности.

Такой статус предусматривает и дополнительные возможности судебной защиты. Закрепление статуса громады — юридического лица в Конституции означает и соответствующее право оспаривать законы, которые вмешиваются в самостоятельность и автономность местного самоуправления в Конституционном суде. Без этого статуса громады не могут быть субъектными для таких исков. Право громад на обжалование действий государства в Конституционном суде активно обсуждается в рамках конституционного процесса и его поддерживают все участники.

С другой стороны, громада — юридическое лицо становится и единственным центром ответственности. Каждый житель громады получает возможность обращаться в громаду как субъект права и не будет думать, какой департамент или отдел виноват в нарушении его прав.

То есть, громада полностью автономна и решает свои задачи и проблемы внутри, а если у кого-то есть претензии, то и судятся они напрямую с громадой.

Но, по словам Дмитрия Гурина, тема вызывает большие опасения из-за прошлых криминальных действий черных регистраторов. Поэтому во время обсуждений вместе с экспертами и коллегами из международных организаций в правительстве определили позиции, которые нужно учитывать при рассмотрении этого вопроса.

Достигнута договоренность поставить ряд вопросов междисциплинарной группе, которая сможет разъяснить отдельные аспекты модели громады как юрлица. Среди этих вопросов:

  • Нужны ли изменения в другие законы и, если нужны, то какие?
  • Стоит ли внедрять статус юридического лица для громад или в случае его введения также для других административно-территориальных единиц?
  • Какова процедура попадания громады в единый государственный реестр, кто должен вносить туда громаду?
  • Сколько времени нужно для изменения статуса громад и на переходный период в целом?
  • Как должен быть устроен переходный период?
  • Какой должна быть финансовая сторона этого вопроса — кто будет распорядителем бюджетных средств, и как изменение статуса повлияет на бюджетные отношения?
  • Как повлияет статус громад как юридических лиц на возможности государства в изменениях административно-территориального устройства?
  • Несет ли статус громады как юрлица угрозу сепаратизма или федерализации?

Дмитрий Гурин считает, что только после получения ответов на эти вопросы правительство будет принимать окончательное решение.

Дмитрий Гурин, председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам местного самоуправления и органов самоорганизации населения

Моя позиция как главы подкомитета местного самоуправления такова: при изменении закона о местном самоуправлении и изменений в Конституции в части децентрализации у нас возникло уникальное окно возможностей навсегда защититься от черных регистраторов громад, интегрировать наше законодательное поле с европейским «клубом» и покинуть «клуб» России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, в которых местному самоуправлению отказались давать полную правосубъектность.

Дмитрий Гурин считает, что Украине необходимо принять решение в пользу местного самоуправления и защиты его прав.

Печать
Будьте в курсе с “О Коблево” – подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Viber

Календарь
«    Июль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031