Вернуться назад Распечатать

Быть ли громаде юридическим лицом? Мнение председателя подкомитета Верховной Рады

Быть ли громаде юридическим лицом? Мнение председателя подкомитета Верховной Рады

Во время обсуждений изменений в Конституцию Украины по части децентрализации вопросу правосубъектности громад был посвящен отдельный экспертный воркшоп. Сейчас же рассматривается Закон «О местном самоуправлении», и вопрос определения правосубъектности громад вновь превратился в горячую дискуссию. Об этом сообщается на сайте «Децентрализация».

Дмитрий Гурин считает этот вопрос актуальным из-за «насилия» в сторону громад.

Дмитрий Гурин, председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам местного самоуправления и органов самоорганизации населения

Много лет громады сталкивались с уголовным насилием со стороны так называемых черных регистраторов громад. Группы граждан, которых финансировали структуры страны-агрессора, создавали общественные объединения, объявляли их юридическим лицом, громадой города и начинали через судебные тяжбы «пить кровь» местного самоуправления. Такие ситуации стали угрозой государственному суверенитету, ведь фейковые громады не признавали легитимности органов местного самоуправления и государственной власти. Эти случаи расследовала СБУ как угрозу государственной безопасности.

Эксперт считает, что в Европе такая ситуация принципиально не возможна, потому что в европейских странах громады уже сотни лет являются юридическими лицами, а в европейских странах так называемого восточного блока эта реформа состоялась после свержения тоталитарных коммунистических режимов.

Никто не может сказать: «Мы юридическое лицо город Лейпциг», — потому что такое юридическое лицо уже существует, действует, у него есть органы управления и оно защищено всей силой закона.

Часто возникают вопросы: кто создает это юридическое лицо, в какой момент оно возникает, как появляется в реестре?

Дмитрий Гурин, председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам местного самоуправления и органов самоорганизации населения

Давайте поставим такой же вопрос в отношении физического лица. Когда человек становится физическим лицом? Нужно ли его как-то для этого регистрировать? А если у него нет свидетельства о рождении или паспорта, он ​​физическое лицо или нет? Человек является физическим лицом с момента рождения по факту своего существования. Так же и громады в странах Европы являются органическими юридическими лицами и были ими столетиями до появления каких-либо реестров. Во многих странах Европы юридическими лицами являются не только громады, но и все уровни управления: и государство, и федеральные земли (в странах с федеративным устройством). Модель полной правосубъектности громад предусматривает, что громада — юридическое лицо публичного права с независимым правом собственности и бюджетом, а органы местного самоуправления являются органами такого юридического лица и выступают от его имени.

По мнению Дмитрия Гурина, аналогия в отношении органов такого юрлица — правление и наблюдательный совет в коммерческих юридических лицах.

Имея статус юрлица, громада сможет не только оспаривать какие-то конкретные действия государства, но и вправе вмешиваться в его полномочия.

Имущество, которое есть у громады, принадлежит непосредственно громаде — юридическому лицу. Не десятку департаментов, как сейчас, а непосредственно территориальной громаде, как этого требует Конституция.

Существующие юридические лица — отделы и департаменты исполнительных органов становятся простыми подразделениями, а статус распорядителя бюджетных средств имеет непосредственно громада, со счетов которой осуществляются платежи.

Громада как юридическое лицо получает право заключать договоры с физическими и юридическими лицами, может получить полноценные кредитные рейтинги для займов и кредитов. Также банкротство юридических лиц публичного права невозможно.

Таким образом, громада как юридическое лицо — это не какая-то структура над местным самоуправлением, которую можно забрать или что-то с ней сделать. Наоборот, это реализация правосубъектности громады и инструмент в руках самоуправления по отстаиванию своих самостоятельности и автономности.

Такой статус предусматривает и дополнительные возможности судебной защиты. Закрепление статуса громады — юридического лица в Конституции означает и соответствующее право оспаривать законы, которые вмешиваются в самостоятельность и автономность местного самоуправления в Конституционном суде. Без этого статуса громады не могут быть субъектными для таких исков. Право громад на обжалование действий государства в Конституционном суде активно обсуждается в рамках конституционного процесса и его поддерживают все участники.

С другой стороны, громада — юридическое лицо становится и единственным центром ответственности. Каждый житель громады получает возможность обращаться в громаду как субъект права и не будет думать, какой департамент или отдел виноват в нарушении его прав.

То есть, громада полностью автономна и решает свои задачи и проблемы внутри, а если у кого-то есть претензии, то и судятся они напрямую с громадой.

Но, по словам Дмитрия Гурина, тема вызывает большие опасения из-за прошлых криминальных действий черных регистраторов. Поэтому во время обсуждений вместе с экспертами и коллегами из международных организаций в правительстве определили позиции, которые нужно учитывать при рассмотрении этого вопроса.

Достигнута договоренность поставить ряд вопросов междисциплинарной группе, которая сможет разъяснить отдельные аспекты модели громады как юрлица. Среди этих вопросов:

Дмитрий Гурин считает, что только после получения ответов на эти вопросы правительство будет принимать окончательное решение.

Дмитрий Гурин, председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам местного самоуправления и органов самоорганизации населения

Моя позиция как главы подкомитета местного самоуправления такова: при изменении закона о местном самоуправлении и изменений в Конституции в части децентрализации у нас возникло уникальное окно возможностей навсегда защититься от черных регистраторов громад, интегрировать наше законодательное поле с европейским «клубом» и покинуть «клуб» России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, в которых местному самоуправлению отказались давать полную правосубъектность.

Дмитрий Гурин считает, что Украине необходимо принять решение в пользу местного самоуправления и защиты его прав.

30-11-2020, 07:00