Информационное Агентство - О Коблево
Трудоустройство

Маленькие истории. Самолеты с аэродрома села Тузлы принимали участие в освобождении от фашистов Молдавии

Главные события дня / Статьи / Коблевская ОТГ / Тузлы / Общество / Культура 04-янв, 07:00
Маленькие истории. Самолеты с аэродрома села Тузлы принимали участие в освобождении от фашистов Молдавии

В довоенные годы возле села Тузлы дислоцировался аэродром, занимая 150 гектаров колхозной земли. Однако буквально за пару дней до 22 июня 1941-го все самолеты поднялись в небо. Другие механизмы с аэродрома были вывезены.

Когда в село пришел оккупант, тузловцы поняли: военную технику спасали от фашистов.

В конце марта 1944-го, отступив за границы Тилигуло-Березанского района (название Березанского района в 1944 году), война еще несколько недель сверкала сюда своими хищными глазами: на месте боев за Одессу зарево стояло такое, что в прибрежных селах Тилигуло-Березанщины по ночам видно было, как днем.

Прислушиваясь к отголоскам фронта в западном направлении, жители Тузлов в один из апрельских дней услышали грохот военной техники с противоположной стороны. Страх развеялся, как только вездесущие мальчишки, выследив из-за холмов приземление за селом нескольких самолетов, примчали домой радостное известие: «Наши! Звезды на крыльях!»

Весной 1944 года самолеты снова вернулись на тузловский аэродром. Местные жители активно помогали военным: рыли копанеры (глубокие рвы), с земли и соломы насыпали высокие бурты, за которыми прятались самолеты.

Летчики квартировали почти в каждой хате. На верхней улице жили те, у кого были дневные вылеты, на нижней — ночная смена. Каждый вечер летчики крутили для селян фильмы о войне. Местные жители привыкли к ним, как к родным. Соседки бегали друг к другу, чтобы узнать, вернулись ли с полетов квартиранты.

Самолеты с тузловского аэродрома принимали участие в освобождении от фашистов Молдавии. Закрепившись на западном берегу, враг не давал частям Красной Армии преодолеть реку Днестр. Поэтому наши самолеты с воздуха наносили бомбовые удары по вражеским укреплениям.

Под Днестром на прорыве вражеских укреплений воевал и тузловец Иван Григорьевич Грищенко. «Это с Тилигуло-Березанского района самолеты», — как-то услышал солдат во время очередного налета крылатых помощников. Душа затрепетала: это же весточка с родного села.

Самолеты шли ночью. Подлетая к Днестру, «кукурузники» выключали двигатели и шли тихо, рассчитывая, чтобы по инерции успеть вернуться на свою территорию. Разбрасывали над расположением врага гранаты на парашютах, так называемые «хлопушки», чтобы о них «спотыкались» фашистские танки и автомобили. А тяжелые бомбардировщики заходили на вражескую территорию на предельной высоте и сбрасывали бомбы.

Экипаж бомбардировщика под командованием Павла Петровича Тарасевича очередной раз выполнил поставленную задачу. Один из лучших командиров экипажей 449-го бомбардировочного полка 17-й воздушной армии Тарасевич умел вывести самолет точно в цель. В тот раз самолет Тарасевича был подбит. Командир понял, что на одном двигателе до аэродрома самолет не дотянет. За Одессой Тарасевич приказал экипажу эвакуироваться, а сам решил садить машину на поле. При аварийной посадке славный командир погиб.

Смерть настигла в небе и летчиков Чигирева, Константинова, Катречко. Тузловцы оплакивали и хоронили героев-летчиков всем селом.

Их фамилии сохранились в названиях улиц села Тузлы по сей день.

Печать
Будьте в курсе с “О Коблево” – подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Viber

Календарь
«    Июль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031