Информационное Агентство - О Коблево
Трудоустройство

Маленькие истории. Как мимо Коблево из Украины навсегда уходил «Варяг»

Главные события дня / Статьи / Технологии / В регионе 25-фев, 15:00
Маленькие истории. Как мимо Коблево из Украины навсегда уходил «Варяг»

К лету 2000-го СМИ достаточно активно продуцировали информацию о продаже Украиной недостроенного авианосного крейсера «Варяг» китайцам.

Поскольку судно находилось в Николаеве, у жителей Березанщины тема вызывала интерес. Одни сожалели, ведь николаевскими судостроителями был выполнен колоссальный объем работы. Другие радовались, что ЧСЗ избавится от груды ржавого железа, да еще и за приличную как для металлолома цену.

А история была такова. Под названием «Рига» корабль заложили на стапеле Черноморского судостроительного завода 4 декабря 1985-го. Через три года «Ригу» спустили на воду, приступая к достройке на плаву. 25 ноября 1988 года о форштевень судна разбили традиционную бутылку шампанского. До конца 1991 года строительство авианосного крейсера, переименованного в «Варяг», шло согласно графику. Но в связи с распадом СССР финансирование строительства было прекращено, и в 1992 году при почти 70-процентной технической готовности недостроенный корабль законсервировали. Руководство завода обращалось в Москву с вопросом о судьбе авианосца. Но в Москве были равнодушны к дальнейшей судьбе самого крупного боевого корабля ВМФ. По воспоминаниям начальника Главного штаба ВМФ России адмирал Селиванова, в 1992 году состоялись переговоры украинского Премьер-министра Кучмы с Премьер-министром России Черномырдиным о судьбе недостроенных кораблей. Украинцы предлагали России выкупить «Варяг». Но Черномырдин резюмировал: «Денег нет».

Как Украина, так и Россия оказались не в состоянии не только закончить постройку, но даже уберечь уже построенное: с начала 1993 года, когда была упразднена охрана помещений корабля, началось его разграбление.

1 декабря 1997 года был объявлен международный тендер на продажу корпуса крейсера на металлолом.

До китайцев все покупатели лома давали за этот корабль не больше 4–4,5 миллиона долларов, т. е. порядка 100 долларов за тонну — по мировой цене на лом. Масса недостроенного авианосца составляла около 40 тысяч тонн. После покупки корабль нужно было отбуксировать к месту разделки, а потом еще и разделать. А это дополнительные расходы.

Поэтому, когда появились китайцы и предложили 20 миллионов долларов в целом за корабль, то это для ЧСЗ был безусловный выигрыш. После заключения контракта китайцы еще платили ежесуточно в течение года по 5000 долларов за сохранность корабля и обеспечение его энергией у причала, пока 14 июня 2000 года они его не забрали.

Дата ухода «Варяга» из Николаева была на слуху. Корабль должен был проследовать вдоль Черноморского побережья мимо Рыбаковки, Коблево, Южного в сторону Одессы. Находясь в то время на курортном побережье в Коблево, наша семья этого события пропустить не могла. Лично я с утра просидела на пляже часа четыре, то и дело посматривая в сторону восхода солнца. С наступлением жары на вахте меня сменил восьмилетний внук, которому было поручено наведываться на пляж каждые полчаса, но до темна ничего интересного в прибрежных водах так и не произошло. Только через день замаячившая на горизонте черная точка начала медленно увеличиваться, постепенно приобретая очертания судна. Вот уже отчетливо виден огромнейших размеров корабль. Идет медленно-медленно. Да не идет! Движется на поводке! Оказывается, какое-то маленькое суденышко не случайно ныряет в волну в поле движения «Варяга» и путается у него под килем. Это буксир! Вот морской караван поравнялся с местом нашего наблюдения, и теперь четко видно натянутый между кажущимся букашкой буксиром и великаном «Варягом». Ну да, начинаем мы обмениваться своими умозаключениями, крейсер ведь лишен двигателей! Как же иначе доставить его к месту назначения?! С нашей наблюдательной позиции виден был только один буксировщик. И мы по-дилетантски удивлялись: как это крохотному буксиру хватает сил тянуть такую махину?!

Мало-помалу корабельная сцепка покидает пределы коблевской зоны отдыха. И как-то становится грустно. Прощай, несостоявшаяся гордость Черноморского флота! Прости, что служить тебе теперь плавучим казино для китайцев…

Только к настоящему времени стало известно, что фирма, которая приобрела «Варяг», оказалась подставной. Фактическим покупателем авианесущего крейсера выступали Морские силы Народно-Освободительной Армии Китая, планируя ввести этот корабль в свой боевой состав. И сделали это. 25 сентября 2012 года авианосец официально вступил в состав ВМС Китая под названием «Ляонин» в качестве полноценной боевой единицы.

И хорошо, что заложенное в Николаеве судно таки служит по своему изначальному предназначению. Жаль только, что под чужим флагом…

Татьяна Ерошенко,

очевидица буксировки «Варяга».

Печать
Будьте в курсе с “О Коблево” – подписывайтесь на наш канал в Telegram и в Viber